Все выявляемые дефекты железобетонных несущих вертикальных конструкций можно условно разделит на три большие группы: влияющие на несущую способности, частично влияющие и не влияющие. Оценка состояния производится с учетом геометрических размеров конструкций, наличия трещин и отколов, прогибов и деформаций, степени коррозии и прочих значимых моментов.
Коррозия
Коррозия представляет собой одну из наиболее частых причин разрушения несущих конструкций из железобетона. Ржавчина появляется в зависимости от характеристик и состава агрессивной среды, температуры, плотности материала, его структуры и состава материала.
Существует три основных вида коррозии железобетона:
- Обусловленная выщелачиванием
Составные компоненты цементного камня под воздействием мягких вод выщелачиваются, проникают при фильтрации через бетон наружу и вызывают белый налет на поверхности в местах выхода воды.
- С оголением арматуры
Данный тип коррозии является следствием химических реакций между компонентами раствора и цементным камнем. При обменных процессах образуются некоторые легкорастворяющиеся компоненты, которые вымываются из бетона.
- Связанные с кристаллизацией солей
Эта разновидность коррозии железобетонных конструкций возникает, когда в трещинах, порах и капиллярах цементного камня происходит накопление и последующая кристаллизация солей. Последние и разрушают в итоге железобетон.
Трещины
Трещины в железобетонных несущих вертикальных конструкциях возникают по разным причинам. Чаще всего речь идет о следующих моментах:
- излишне высокая температура окружающей среды;
- аварийные ситуации;
- стихийные действия;
- ошибки, допущенные в методе усиления несущей конструкции бетона;
- несоблюдение стандартов строительства при изготовлении конструктивных элементов;
- ошибки и недоработки в проектной документации.
Иногда дефекты могут проявляться при высыхании конструкции из железобетона. В процессе утрачивания жидкости бетон сжимается и появляются трещины. Данный процесс практически не поддается контролю, в особенности, когда работы ведутся в условиях открытого воздуха.
Механические повреждения
Чаще всего механические повреждения имеют прямое отношение к условиям эксплуатации. Например, в зданиях с высокой пропускной способностью или в производственных цехах плиты истираются.
Иногда строители переоценивают прочностные показатели изделия или допускают ошибки в процессе монтажа, что также приводит к появлению механических повреждений в процессе эксплуатации.
Линейные отклонения
Линейные отклонения в положении, а также размерах железобетонных несущих конструкций допустимы только в четких предельных границах. Так, для отклонения как плоскостей, так и линий их пересечения от проектного наклона либо от вертикали на всю высоту для вертикальных железобетонных несущих конструкций не могут превышать 15 мм. Поперечный уклон при этом должен варьироваться в диапазоне от 0,25 до 0,5%.
Искривление элементов
Основными причинами, по которым чаще всего происходит искривление элементов железобетонных несущих вертикальных конструкций, являются неравномерные осадки грунтовых оснований. Это может быть связано с излишками увлажнения без тщательного расчета несущей способности или изменениями гидрогеологических условий на месте строительства.
Некоторые прогибы, превышающие допустимые в соответствии с нормами пректирования, связаны с перегрузкой конструкций. В этом случае степень опасности напрямую зависит от того, имеются или нет иные дефекты.
Монтажные нарушения
При монтаже железобетонных несущих вертикальных конструкций чаще всего допускаются ошибки, приводящие к следующим дефектам:
- смещение оси конструкции от вертикали;
- некорректное соединение элементов друг с другом и основанием;
- несоблюдение высотных отметок;
- применение в процессе монтажа бракованных конструктивных элементов.
Разновидности дефектов железобетонных конструкций многочисленны и зависят от многих факторов. Их обязательно необходимо учитывать в процессе монтажно-строительных работ.