Все выявляемые дефекты железобетонных несущих вертикальных конструкций можно условно разделит на три большие группы: влияющие на несущую способности, частично влияющие и не влияющие.  Оценка состояния производится с учетом геометрических размеров конструкций, наличия трещин и отколов, прогибов и деформаций, степени коррозии и прочих значимых моментов.

Коррозия

Коррозия представляет собой одну из наиболее частых причин разрушения несущих конструкций из железобетона. Ржавчина появляется в зависимости от характеристик и состава агрессивной среды, температуры, плотности материала, его структуры и состава материала.

Существует три основных вида коррозии железобетона:

  1. Обусловленная выщелачиванием

Составные компоненты цементного камня под воздействием мягких вод выщелачиваются, проникают при фильтрации через бетон наружу и вызывают белый налет на поверхности в местах выхода воды.

  1. С оголением арматуры

Данный тип коррозии является следствием химических реакций между компонентами раствора и цементным камнем. При обменных процессах образуются некоторые легкорастворяющиеся компоненты, которые вымываются из бетона.

  1. Связанные с кристаллизацией солей

Эта разновидность коррозии железобетонных конструкций возникает, когда в трещинах, порах и капиллярах цементного камня происходит накопление и последующая кристаллизация солей. Последние и разрушают в итоге железобетон.

Трещины

Трещины в железобетонных несущих вертикальных конструкциях возникают по разным причинам.  Чаще всего речь идет о следующих моментах:

  • излишне высокая температура окружающей среды;
  • аварийные ситуации;
  • стихийные действия;
  • ошибки, допущенные в методе усиления несущей конструкции бетона;
  • несоблюдение стандартов строительства при изготовлении конструктивных элементов;
  • ошибки и недоработки в проектной документации.

Иногда дефекты могут проявляться при высыхании конструкции из железобетона. В процессе утрачивания жидкости бетон сжимается и появляются трещины. Данный процесс практически не поддается контролю, в особенности, когда работы ведутся в условиях открытого воздуха.

Механические повреждения

Чаще всего механические повреждения имеют прямое отношение к условиям эксплуатации. Например, в зданиях с высокой пропускной способностью или в производственных цехах плиты истираются.

Иногда строители переоценивают прочностные показатели изделия или допускают ошибки в процессе монтажа, что также приводит к появлению механических повреждений в процессе эксплуатации.

Линейные отклонения

Линейные отклонения в положении, а также размерах железобетонных несущих конструкций допустимы только в четких предельных границах. Так, для отклонения как плоскостей, так и линий их пересечения от проектного наклона либо от вертикали на всю высоту для вертикальных железобетонных несущих конструкций не могут превышать 15 мм. Поперечный уклон при этом должен варьироваться в диапазоне от 0,25 до 0,5%.

Искривление элементов

Основными причинами, по которым чаще всего происходит искривление элементов железобетонных несущих вертикальных конструкций, являются неравномерные осадки грунтовых оснований. Это может быть связано с излишками увлажнения без тщательного расчета несущей способности или изменениями гидрогеологических условий на месте строительства.

Некоторые прогибы, превышающие допустимые в соответствии с нормами пректирования, связаны с перегрузкой конструкций. В этом случае степень опасности напрямую зависит от того, имеются или нет иные дефекты.

Монтажные нарушения

При монтаже железобетонных несущих вертикальных конструкций чаще всего допускаются ошибки, приводящие к следующим дефектам:

  • смещение оси конструкции от вертикали;
  • некорректное соединение элементов друг с другом и основанием;
  • несоблюдение высотных отметок;
  • применение в процессе монтажа бракованных конструктивных элементов.

Разновидности дефектов железобетонных конструкций многочисленны и зависят от многих факторов. Их обязательно необходимо учитывать в процессе монтажно-строительных работ.